Роль рефлексии в методологии.

С успехом производства, техники, культуры в целом методология стала предметом философской рефлексии и фиксируется как система социально апробированных принципов и правил познания, и действия в их соотношении со свойствами и законами объективной действительности.

Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Начиная с Декарта рефлексии, придается статус основного принципа философии. В этом контексте рефлексия предполагала переход к предметному рассмотрению и наряду с переходом к самосознанию, т. е. саморефлексии.

В истории рефлексии выделяют эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции.

Эмпирическая рефлексия связывается с именем Дж. Локка. Рефлексия как источник познания, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта.

Логическая рефлексия связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал рефлексию как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам.

Трансцендентальная рефлексия продолжила своеобразное учение о синтезе логического и эмпирического объяснения рефлексии. Кант дает такую характеристику, - рефлексия имеет дело с самими предметами. Чтобы получать понятия прямо от них: она есть такое состояние души, в котором мы, прежде всего, пытаемся найти субъективные условия, при которых может образовываться понятие. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания.

В философии Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Действительным субъектом рефлексии становиться понятие.

На основе рефлексии реально сложившиеся принципы методологии превратились в различные формы и нормативы, логически правильных доказательных способов получения значимых результатов. Прогресс методологии был обусловлен успехами материального и духовного производства. Так, научная революция 18 века тесно связанная с изменением характера производительной деятельности привела к созданию новой методологии, сыгравшей важную роль и в возникновении продуктивных подходов к изучению психических процессов у человека. Именно благодаря этой методологии появились такие разделы психологии, как учение о рефлексе, об ассоциациях, о «страстях души» и др. В дальнейшим методология существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки, и получила философское обобщение в методологии диалектического материализма, причем диалектический метод выступил не только как средство теоретического познания, но и как орудие революционного преобразование действительности. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. Так, например, принцип детерминизма направляет исследовательскую мысль при разработке физических, биологических, психологических, социальных теорий. В свою очередь, будучи проверенной общественной практикой, эти теории могут выполнять методологическую функцию, т. е. служить организующим началом работы ученого. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регуляторов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно научной методологии.



В современных условиях характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, поэтому большую остроту приобретает вопрос о так называемых общенаучных методах, обеспечивающих интеграцию знаний во многих областях дисциплин. Таковы, например, методы кибернетики, использование которых в психологии обогатило ее новым подходами и решениями. Многообразие методов неизбежно порождает проблему выбора наиболее адекватных и перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с точки зрения ее эвристичности, т. е. способности обеспечить появление новых идей о конкретных проблемных ситуациях.

Методология непосредственно связанна с мировоззрением, поскольку вся система ее регуляторов и предписаний предполагает мировоззренческую интерпретацию как оснований исследования, так и его результатов. В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механическим пониманием поведения, во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями, как иррационализм, противопоставление личностного смысла жизнедеятельности человека ее зависимости от социальных условий его развития, гипертрофия, рост сексуальных факторов. Методология диалектически ориентированной психологии базируется на диалектическом материалистическом мировоззрении.



Область методологии включает обширный комплекс конкретно – научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Различные уровни методологии – философский, общенаучный, частично-научный, процедур и методик исследования и должна рассматриваться системно.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологических исследований.


3424162656903924.html
3424204917769722.html
    PR.RU™