Археологические памятники в районе Новоусадской сельской администрации.

Предыдущая1234567Следующая

1. Исупово– на южной оконечности деревни найдены фрагменты лепной керамики(Фомин.

2. Н.Усад 1-я стоянка эпохи бронзы. В двух километрах к юго – востоку от церкви, на левом берегу р.Акша. Собра-ны фрагменты керамики и обломок каменного шлифованного топора(1982,1989).

3. Местонахождение фрагментов лепной керамики и кремневых отщепов. В 0,5км к востоку, северо – востоку от расположения церкви, на правом берегу р.Акша(1982).

4. Местонахождение кремневых пластин сколов. В 0,55км к востоко-северо-востоку от церкви на правом берегу р.Акша(1982,1989).

5. Стоянка эпохи бронзы(волосовская и поздняковская культуры).В 0,3км к востоку от северной оконечности села около подошвы правого высокого коренного берега. Собраны фрагменты лепных сосудов, скребки, наконечник стрелы, заготовка наконечника дротика, фрагмент ножа, отщепы и сколы(Мартьянов В.Н).

Этническая история края на рубеже 9-16 веков.

Издревле на территории Нижегородского правобережья Волги жили мордовские племена: терюхане, мокшане и эрзя, которые мирно соседствовали с черемисами на востоке и муромой на западе. С 12 века сюда начали переселяться русские, бежавшие от набегов половцев и печенегов. Изначала взаимоотношения русских с мордвой были мирными. Мордва перенимала у русских более прогрессивные методы ведения сельского хозяйства. В 13 веке мирное сосуществование сменилось завоевательной политикой Владимиро – Суздальских князей. Часть мордвы во главе с князем Пургасом вела борьбу против русских. После разгрома Батыем в 1236 году Волжской Булгарии начинается активное переселение татар мишарей в Арзамасский край. Своё название «мишари» получили от финно – угорского племени мещера, ранее проживавшего на территории расселения татар. С конца 13 века татары стали теснить мордву. Одновременно с севера мордву теснили русские переселенцы. Мордва уходила дремучие правобережные леса. В середине 15 века Арзамасский край вошел в пределы Казанского ханства. На территории Арзамасского края сложилось несколько пластов татарского населения – старинного булгарского и раннекитчаговского. К 16 веку, по мнению А.М.Орлова, было 30 татарских поселений в Арзамасском крае. Наиболее древние из них располагались на реке Аксу(современное название - Акша). Старинный татарский центр, связанный с переселением беженцев из Булгарии во 2-й половине 13 века, первоначально назывался Аксаково(с появлением русских переселенцев село стало называться Новый Усад). К югу от Нового Усада располагалось другое старинное татарское поселение – Юсупово(Исупово). В 1614 в войске Черкасского и Пожарского в русско-польской войне участвовало 220 арзамасских татар. Татары- мишари поселялись на берегах рек, где земли были более плодородны. К тому же они совершали набеги на мордву. Со второй половины 13 века татарские поселения по Акше служили переправочной базой экспансии татар в центр Московской Руси. Поход Ивана Грозного в 1552 году на Казань должен был изменить переселенческий вектор на 180град. Царь стал раздавать боярам и служивым людям здесь землю, которые переселяли сюда своих крестьян из старых вотчин. Одним из таких землевладельцев был Лыков – Оболенский, который переселил своих крестьян в Аксаково, переименованного в Новый Усад. Постепенно из Нового Усада татары переселялись в бассейн Пьяны. Там они образовали другой Новый Усад. В «Арзамасских поместных актах» значится наказ воеводы Ельчанинова от 1597 г. о размеживании земель и угодий татар Нового Усада. Новые земли татарским переселенцам нарезались по берегам Пьяны от Кевсы до Инаевого озера. Но очевидно не все татары покинули обжитые места, некоторые принимали крещение и оставались. Об этом свидетельствуют фамилии: Елдашовы, Саляевы и др.




3423712494397817.html
3423762668374889.html
    PR.RU™